Онлайн-курс «Литература в диалоге прошлого и настоящего»
История литературы в школе. Неужели это возможно?
Глава 3
https://vk.com/video-54799175_456242492; Биография писателя, или Чему учителя словесники могут научиться у Плутарха?; 15:43;
https://vk.com/video-54799175_456242495; Элегический романтизм; 15:36;
https://vk.com/video-54799175_456242500; Байоронический романтизм; 11:26;
https://vk.com/video-54799175_456242534; «Дева-путеводительница» — едва ли не главная героиня школьной истории литературы; 11:22;
https://vk.com/video-54799175_456242502; «Ионийскую цикаду им кузнечик заменил», став любимым спутником русских поэтов; 14:43;
Проверьте свои знания
Пройдите небольшой тест, чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили материал лекций
Начать
На протяжении почти всего XVIII века в русском искусстве ведущую роль играл классицизм, сменивший в первой трети столетия петровское барокко и уступивший к концу столетия сентиментализму.
Какие стилистические признаки характерны для классицизма?
0%
0%
0%
0%
Дальше
Проверить
Узнать результат
Какое литературное направление выдвигало на первый план идею исключительной личности, обуреваемой страстями и жаждой неосуществимого идеала, действующей в исключительных обстоятельствах, часто вопреки воле рока?
0%
0%
0%
0%
Дальше
Проверить
Узнать результат
В Медиатеке Лекториума представлен мастер-класс «Поэтическое богословие», посвященный сравнительно-сопоставительному анализу стихотворных переложений притчи о блудном сыне в русской поэзии XX — начала XXI веков. Образ блудного сына является одним из ключевых архетипов не только отечественной, но и мировой культуры.
В судьбе каких героев русской литературы актуализирован архетип блудного сына? Выберите ответ, где все герои отвечают этому критерию:
0%
0%
0%
0%
Дальше
Проверить
Узнать результат
Есть к чему стремиться!
История литературы не дается легко. Но не расстраивайтесь, вы всегда можете вернуться, повторить материал и пройти тест снова!
Пройти еще раз
Неплохо!
Вы хорошо усвоили литературные направления, отличная работа!
Пройти еще раз
Отлично!
Так держать! Возможно, вам будут интересны дополнительные материалы главы, которые вы найдете под этим блоком. :)
Пройти еще раз
Дополнительные материалы
Биография писателя, или Чему учителя словесники могут научиться у Плутарха?
Статья «Геродот и / или Плутарх, или Как изучать биографию писателя в школе» написана в 2011 году для книги «Информационные технологии на уроках литературы», которая вышла в 2012 году в издательстве «Просвещение». При написании этой статьи об изучении биографии я руководствовался принципом А. С. Пушкина: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». А именно такую задачу, на мой взгляд, решает изучение биографии. В стилистике и теоретических основаниях статьи мы пытались уйти от традиционных схем и моделей и совместить, казалось бы, несовместимое: научность и занимательность.
Впрочем, у нас был прекрасный пример физика Л. Ландау, который считал, что «Истребление зануд — долг каждого порядочного человека», особенно в науке, потому что, по его мнению, настоящая наука не может быть скучной. Я бы подчеркнул, что педагогика и методика не могут себе позволить быть скучными. Надеюсь, мне удалось справиться с поставленными перед собой задачами, и вам будет интересно читать эту статью.
«Дева-путеводительница» — едва ли не главная героиня школьной истории литературы
Моя статья о рассказе В. М. Шукшина «Алеша Бесконвойный» появилась как результат общения с замечательным петербургским методистом и учителем И. А. Мухиной (светлая ей память!) и вошла в коллективную монографию, посвященную изучению творчества писателя, которого, как мне кажется, мы незаслуженно убрали с книжной полки так называемой «школьной литературы». Шукшин дорог нам как человек из народа, который никогда не пытался народу льстить, но всегда говорил правду, потому что был ею болен. Увы, для многих из нас эта болезнь не стала заразной и уж тем более хронической.
«Ионийскую цикаду им кузнечик заменил», став любимым спутником русских поэтов
Моя статья «Память сердца» как летопись эпохи была написана почти двадцать лет назад в сборник к юбилею одного из моих университетских учителей Н. М. Герасимовой (светлая ей память!), и с этой статьи, в сущности, я стал разрабатывать проблематику формирования культурной памяти в процессе литературного и, шире, гуманитарного образования. Надеюсь, она откроет вам, как много можно извлечь из художественного текста информации, напрямую в нем не запрограммированной. Б. Л. Пастернак назвал поэзию «греческой губкой», мы постарались «выжать» из сопоставления двух стихотворений, соединенных общим сюжетом, даже то, о чем его авторы не думали, но то, о чем художественный текст проговаривается.
В дополнительных материалах мы разместили маленький фрагмент книги «Слово и смысл» самого известного на сегодняшний день и самого авторитетного петербургского методиста Дмитрия Николаевича Мурина. И сделали мы это по одной простой, но очень важной причине: Дмитрий Николаевич более сорока лет проработал методистом, а потом и заведующим кабинетом русской словесности ИУУ (Института усовершенствования учителей) Санкт-Петербурга (сегодня СПб АППО), а до этого 25 лет учителем в одной из лучших школ города. Его ученики разных поколений преподают сегодня русский язык и литературу. И для всех, кто у него учился за школьной партой или в аудитории курсов повышения квалификации, он является образцом профессиональной культуры.
Дмитрий Николаевич любезно согласился предоставить в наш курс фрагмент еще не опубликованной книги, которая в самое ближайшее время должна появиться в издательстве «Пушкинский фонд». Вместе со статьей мы публикуем и нашу рецензию, чтобы вы, уважаемые слушатели и участники нашего проекта, заинтересовались очень нужной, глубокой и оригинальной методической книгой, чтобы она не затерялась среди тонн методической макулатуры, в которой гуманитарная культура подменяется модными и, увы, часто бессодержательными технологиями.