Глава 2
Онлайн-курс «Литература в диалоге прошлого и настоящего»

Живая классика или Автор как инструктор по чтению

Проверьте свои знания
Пройдите небольшой тест, чтобы проверить,
насколько хорошо вы усвоили материал лекций
Начать
Симметрия — свойство гармонии. Какие элементы композиции романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» можно назвать симметрическими? Отметьте правильные ответы:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Известно, что А. С. Грибоедов предсказал в своей комедии будущее одного из прототипов главного героя А.А. Чацкого, П. Я. Чаадаева. Даже фамилия героя комедии в черновых редакциях звучала как Чадский, то ли будучи фамилией говорящей (от слова «чад»), то ли намекая на фамилию прототипа.

Какие факты биографии П. Я. Чаадаева нашли отражение в судьбе А. А. Чацкого? Отметьте правильные ответы:

Дальше
Проверить
Узнать результат
Кто из русских писателей, чтобы вжиться во внутренний мир своего героя, вел его дневник, но не использовал его в окончательной редакции своего произведения?
Дальше
Проверить
Узнать результат
А. Блок назвал народолюбие Некрасова двойственным (любовь-вражда). К какому из предложенных ниже стихотворений эта характеристика не применима?
Дальше
Проверить
Узнать результат
10 января 1860 года во время работы над романом «Отцы и дети» И. С. Тургенев выступил на публичном чтении, в пользу «Общества для вспомоществования нуждающимся литераторам и ученым» с лекцией «Гамлет и Дон-Кихот», которую переработал потом в статью. Черты Гамлета и Дон-Кихота нашли отражение в образе Е. В. Базарова, главного героя романа «Отцы и дети».

Какое высказывание Базарова, главного героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», можно назвать гамлетовскими по духу?

Дальше
Проверить
Узнать результат
Рассказ А. П. Чехова «Ионыч» начинается с упоминания семьи Туркиных в первом абзаце и заканчивается также сообщением об этой семье. Такая «рамочная» композиция недвусмысленно говорит о значении Туркиных в рассказе.

Каково значение семьи Туркиных в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»? Выберите верный ответ:

Дальше
Проверить
Узнать результат
Есть к чему стремиться!
Обратите внимание на анализ образов и композиционных элементов в этой главе. Вы всегда можете вернуться, повторить материал и пройти тест снова!
Пройти еще раз
Неплохо!
Вы хорошо справились с современным прочтением классики, представленной в этой главе!
Пройти еще раз
Отлично!
Так держать! Для более широкого понимания темы данной главы обратитесь к дополнительным материалам, которые вы найдете под этим блоком. :)
Пройти еще раз
Дополнительные материалы
Симметрические композиции у Пушкина
История написания моей статьи о пушкинском стихотворении «Пророк» по-своему интересна. Я прочитал маленькую книгу Е. Г. Эткинда «Симметрические композиции у Пушкина» и сразу за ней выпущенную первым изданием в Париже «Материю стиха», которую подарили мне мои друзья. Мне показалось интересной аналитическая технология Эткинда, и я решил ее апробировать на новом, не рассмотренном литературоведом тексте. Результат, как вы увидите, был ошеломительным, как если бы я прикоснулся к тайне поэзии. Потому с радостью делюсь с вами этими находками.
Галантный Скалозуб, или Кто умное действующее лицо в комедии Грибоедова «Горе от ума»?
Делюсь с вами моей еще не опубликованной статьей о комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума. Уже само название статьи «Кто «умное действующее лицо» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?» говорит о том, что ее вдохновителем стал А. С. Пушкин, у которого я позаимствовал вопрос, вынесенный в заглавие. Этот вопрос яркое свидетельство того, что грибоедовская пьеса таит в себе много загадок и недосказанностей и, следовательно, открывает возможности для новых самых неожиданных толкований, вот я и воспользовался этой возможностью.
Ницшеанец — доктор Старцев
Статья Елены Леонидовны Луниной «Рассказ А. П. Чехова „Ионыч“: поражение человека», учителя-словесника московской гимназии № 1514, размещена в дополнительных материалах к проекту с согласия автора. Эта статья была опубликована в приложении к журналу «Литература» как отдельная брошюра. Для нас ценность этой статьи заключается в том, что она являет собой прекрасный образец медленного и вдумчивого чтения рассказа «Ионыч» и, кроме того, демонстрирует, как разность точек зрения на художественное произведение порождает и различные его интерпретации, но интерпретации не взаимоисключающие друг друга, а выстраивающиеся по принципу дополнительности Нильса Бора.
Запишитесь на курс, чтобы выполнить задания и получить сертификат!
Присоединяйтесь к чату школы литературы в Telegram!
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта